Шпалы и брусья
Железобетонные шпалы являются цельнобрусковыми, изготавливаются из тяжелого бетона и армируются предварительно напряженной стальной проволочной или стержневой арматурой периодического профиля диаметром 3 мм. В отличие от деревянной шпалы, форма которой была предопределена природой, при проектировании железобетонной шпалы ей придали более целесообразную форму, улучшающую рабочие параметры.
- Ш-1
- БР-21
- Ш-2
- БР-22
- Ш-3
- БР-23
- Ш-4
- Ш-5
- Ш-6
- Ш-7
- Ш-8
- Ш-9
- Ш-10
- БР-1
- БР-2
- БР-3
- БР-4
- БР-5
- БР-6
- БР-7
- БР-8
- БР-9
- БР-10
- БР-11
К достоинствам железобетонных шпал относится:
-
увеличение межремонтного периода благодаря долговечности шпал (до 30-50 лет);
-
повышение устойчивости бесстыкового пути против выброса (на 15-20% по сравнению с деревянными шпалами);
-
повышение стабильности ширины рельсовой колеи, а также улучшение однородности упругих свойств по длине пути и плавности движения поездов (особенно важно на скоростных линиях).
Недостатки железобетонных шпал:
-
повышенная (в 2-3 раза) продольная и поперечныя жесткость пути, которую приходится снижать при помощи резиновых прокладок-амортизаторов;
-
хрупкость и чувствительность к ударным воздействиям;
-
повышенное давление на балласт;
-
недостаточная работоспособность под рельсовыми стыками (отказы в 2 раза чаще, чем под средней частью рельса);
-
необходимость укладки электроизолирующих элементов (имеют малый срок службы);
-
большая масса шпалы (около 265 кг) затрудняет одиночную смену дефектных шпал без мощных кранов.
Области применения железобетонных шпал:
-
в сочетании с бесстыковым путем (звеньевой путь с железобетонными шпалами – конструкция, не оправданная технически и экономически);
-
на линиях со скоростями движения пассажирских поездов более 140 км/ч благодаря высокой стабильности и равноупругости такого пути.